Лайт-опера «Мертвые души» как новый вызов для Красноярского музыкального театра
22 и 23 июня в Красноярском музыкальном театре состоится премьера спектакля «Мертвые души» в экспериментальном жанре лайт-оперы. Главный режиссер театра Николай Покотыло еще в конце прошлого года говорил о том, что «новый мюзикл взорвет Красноярск».
Для всех, кто еще ничего не слышал о лайт-опере по произведениям Гоголя, рассказываем. «Мёртвые души» – это опера, написанная композитором Александром Пантыкиным, лидером легендарной советской рок-группы «Урфин Джюс». Либретто к опере написал поэт Константин Рубинский. Авторы, переосмыслив практически все творческое наследие Гоголя, создали уникальное произведение и новый жанр «лайт-оперы», в котором известный сюжет представлен в виде авантюрной истории с непредсказуемым финалом, а знакомые персонажи раскрываются с неожиданной стороны. Спектакль, по замыслу создателей, дарит зрителям возможность взглянуть через призму гоголевских образов на наш сегодняшний мир.
Культура24 побывала в гостях у главного режиссера Красноярского музыкального театра Николая Покотыло, подсмотрела в костюмерную и спросила о новом спектакле.
- В чем особенность лайт-оперы как жанра и отличие от оперы, оперетты или мюзикла?
- «Мертвые души» – это опера, написанная языком мюзикла. Автор музыки – «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин – создал по форме оперу со всеми квартетами, терцетами, массовыми сценами, ариями, но написанную более простым языком для широкого зрителя.
- Почему была выбрана именно эта опера? Почему Гоголь?
- Тут несколько факторов. Во-первых, Гоголь – мой любимый писатель, он, как и я, родом из Украины. Во-вторых, он гениален и, значит, актуален всегда, что бы ни происходило в нашей стране. Ничего не изменилось за 150-250 лет. Все то же самое, в этом прелесть гениальных произведений – они вечны, когда бы ты их не ставил. В спектакле показана некая российская матрица, в которой мы живем, – со временем меняются костюмы, меняется средство передвижения и средство связи, но, по сути, остается та же самая прекрасная Россия, которая была в 18-19 веках. Ничего не изменилось – те же мозги, те же взгляды на жизнь, та же коррупция, то же стукачество, то же зло.
- У спектакля есть нарочитый политический подтекст?
- Ни в коем случае. К примеру, коррупция в нашей стране, как мне кажется, неискоренима, это наша национальная забава, мы просто с иронией к этому подходим, шутим – показываем зрителю зеркало – «На, вот, посмотри и под этим углом тоже посмотри. Ребят, ничего не изменилось, бег по кругу». К сожалению.
- Опера Александра Пантыкина довольно популярна среди театров – ее успешно поставили в нескольких городах. Красноярскому музыкальному театру сложно далась эта экспериментальная постановка?
- Наша постановка будет четвертой – оперу сначала поставили в Екатеринбурге, потом в Сыктывкаре, Краснодаре и теперь вот в Красноярске. Да, она популярна, но в то же время она очень сложная для воплощения, и именно это стало еще одной причиной, почему я за нее взялся. Это один из этапов развития нашего театра – расширение жанровой политики, у нас никогда не было такого материала. Я называю «Мертвые души» про себя «материалом на вырост», потому что нужно ставить большие цели и идти к ним. Опера сложна во всем – и для оркестра, и для артистов в вокальном смысле, это два часа беспрерывной музыки (не считая антракта). Специфика музыкальных спектаклей предполагает номерную систему, между номерами оркестр отдыхает, а здесь у музыкантов нет возможности вздохнуть на протяжении целого акта. Для нас это один из новых вызовов, с которым, я уверен, мы справимся.
- Вы оставляете ваших героев в 19 веке или переносите в наше время?
- На сцене вы увидите гоголевскую эпоху, я не считаю нужным в данном спектакле делать визуальную актуализацию – переодевать всех в нашу одежду и сажать Чичикова в Porsche вместо брички, это не так выстрелит. А вот прийти в театр, увидеть эту гротесковую историю и считать смысл, актуальный до сих пор, гораздо интереснее.
- Какие еще произведение Гоголя можно будет увидеть в спектакле помимо «Мертвых душ»?
- Естественно, «Мертвые души» – это основа, но авторы пошли еще глубже – они поработали со многими сюжетами автора. История рассматривается через сюжетную конструкцию комедии «Игроки». Только что город N облапошил Хлестаков из «Ревизора», и до губернатора дошли слухи, что скоро приедет новый мошенник Чичиков, и у него 200 тысяч капитала. Губернатор в свою очередь решает обмануть его и подталкивает Чичикова к покупке «мертвых душ». Такой поворот интереснее. В страшном сне Чичикова, который можно назвать «гогаллюцинацией» к нему явятся Вий, Паночка, черт и Оксана, Тарас Бульба и многие другие. Надо быть в контексте гоголевского творчества, конечно.
- Сколько времени ушло на подготовку спектакля?
- Работа режиссера над спектаклем начинается в тот момент, когда он понимает, что хочет это поставить. В моей голове работа началась несколько лет назад, еще до того, как я увидел спектакль Свердловского театра музыкальной комедии. Я понял, что это большое произведение, и мне есть, что сказать на сцене. А работа в театре начинается минимум за полгода – это большой процесс, работа художника, хореографа, костюмеров, артисты только несколько месяцев учат партии, а мизансценическая работа, которую и видят зрители в итоге, – только вершина айсберга, о подготовительной работе зритель часто даже не догадывается.
- Почему зрителям стоит сходить на спектакль?
- Это философское произведение, где важно слово и важен смысл, там будет что прочитать помимо классной завораживающей музыки. Спектакль очень неожиданный и важный и для нашего театра, и для города, потому что такого материала здесь еще не было.
Эскизы костюма помещицы Коробочки
Фото: пресс-служба Красноярского музыкального театра